суббота, 5 июля 2014 г.

Не одета, не раздета


В известной сказке царь потребовал, чтобы дочка бедняка пришла к нему «не верхом и не пешком, не одета и не раздета, без подарка, но с подарком». Умная девочка легко справилась с заданием, прискакав верхом на метле и преподнеся царю воробья, который тут же улетел. А одета она была в рыболовную сеть.
Уже который год по подиумам шагают модели, одетые в откровенную вязаную рванину. Спущенные петли, вытянутые рукава, потертости и дыры. В англоязычном мире это направление в трикотаже называют shredded knit (глагол shred означает «кромсать, шинковать, рвать на клочки, расползаться», а существительное – «лоскуток, клочок, тряпка»). Казалось бы, чего красивого? Вот идеальная посадка по фигуре, безупречные вытачки и окаты… А тут какой-то рваный балахон, связанный как попало и из чего попало. Заняться этим дизайнерам нечем, только пряжу переводят.

Разве полотно, созданное британским дизайнером Лоис Альбинсон, — не произведение искусства?
Однако сам факт, что дизайнеры и бренды с мировой известностью, такие как Джеймс Лонг, Изабель Маран, Марк Фаст и другие уделяют подобным вещам немалое внимание и место в своих коллекциях, говорит само за себя. Дизайнеры не только талантливые художники, но также грамотные  продавцы, они не станут заниматься бесперспективной чепухой. Подобное отношение к дырявому, кривому, к черт-те как перемешанному (бренд Миссони очень уважает мешанину) отчасти имеет в истоках усталость от красивого, лощеного, того, что называют overdressed – «слишком хорошо одетый».

Изабель Маран

Джеймс Лонг
Кроме того, имеет место чисто психологический фактор: рванина и хиппарство напоминают беспечные времена, когда для того, чтобы быть красивой и счастливой, хватало умыться, завязать волосы в хвост и стащить у бойфренда фуфайку.

Street style
На постсоветском пространстве пока что избыточность а ля «я надела все лучшее сразу», этакая перенаряженность не считается признаком дурного вкуса, потому такие рваные свитера и дырявые платья часто вызывают недоумение, пренебрежение, насмешку. Сказываются и годы советского дефицита, но это уже тема для другой публикации.
Все упомянутые вещи созданы как будто невзначай, вроде как «у меня тут оставались нитки, не выбрасывать же». Там надорвано и завязано, тут напутано,  здесь вообще сплошные дыры, а пряжа – там мохер, тут толстая полушерсть, и что-то с люрексом поблескивает… Короче, тут играть, там не играть, здесь рыбу заворачивали. Ощущение, что связано по наитию, без плана и схемы… Безусловно, это впечатление обманчиво, именно на него и сделана ставка. Не зря же говорят, что лучший экспромт – это тщательно подготовленный спич.

Фото популярного уличного фотографа Томми Тона 
В качестве яркого примера стоит привести бренд Rodarte, который покоряет умы и сердца, выпуская новые и новые коллекции рванины. Свитера, топы, накидки, жилетки, кардиганы, платья и чулки ловят в свои цветные воздушные сети поклонников и поклонниц ручного трикотажа. Vogue (и не только он) публикует изделия Rodarte в списках трендовых вещей и маст-хэвов.

Британская актриса Рейчел Вайнс в свитере Rodarte на обложке Vogue

Rodarte

Rodarte

Rodarte

А поскольку вещи эти недешевы, например, кардиган может стоить больше тысячи фунтов, вязальщицы во всем мире  берут в руки спицы, чтобы сделать реплику, а заодно избавиться от остатков. И тут оказывается, что все не так просто, такую вещицу с наскока не взять. Любовно накопленные остаточки не желают собираться в единое целое, свитер получается похожим на деревенский коврик. Как вывязывать горловину, если в петли на плече проходит три пальца? На спицах висит какое-то невразумительное месиво с торчащими отовсюду хвостами. Пряжа слишком тонкая, спицы слишком толстые, полотна толком не видно, где там накиды, где спущенные петли? Как правильно оценить длину и ширину полотна? Растягивать и прикалывать каждые два-три ряда? Ведь при таком масштабе три ряда могут занимать сантиметров десять… Не так просто, оказывается, сочетать огромные петли на локтях с мелким вязанием манжет. И балахонистость, оказывается, не такая уж балахонистая, кардиганы-то дизайнерские сидят что надо.

Rodarte

Вязание подобной вещи сродни импровизации. Но импровизация, вопреки крайне популярному мнению, это не "как попало". Она имеет свои законы, правила, определенную структуру, идею. Кроме того, импровизация дается далеко не всем. Для нее у художника должен быть определенный фундамент  в виде некоего количества работ – классических, не очень классических, хороших, удачных, неудачных, обычных и откровенно плохих. Когда нет фундамента, говорить о частностях типа пряжи и подбора цветов нет никакого смысла. Нет содержания — форма не спасет.
Даже если не углубляться в перипетии цветов и фактур, выяснится, что простые вещи довольно трудно делать, ибо все должно быть продумано – пропорции, масса, линии, обработка края…

Свитер немецкого дизайнера Сабрины Вайт, хозяйки магазина The Knit Kid на Etsy.com
Лично мне понадобилось несколько лет разглядывания фотографий и постоянного вязания, чтобы я, наконец, решила посягнуть на рванину.  Без ложной скромности считаю первый опыт довольно удачным.
Для производства этого свитера были взяты всевозможные остатки (от тонкого мохера до фасонной пряжи) и спицы № 17.




Модель: Анна Щербакова